crnko56@gmail.com
Оренбург, ул. Салмышская 67/1 офис 125
460060

Корпорации добра

26.04.2021

Как найти «точку входа» в местные компании, практикующие благотворительность? Какие стандарты необходимо знать, если ты – зарегистрированное НКО? Какие факторы нужно учитывать, если ты – просто инициативный человек, радеющий за свою малую территорию? Каким критериям необходимо соответствовать, чтобы надеяться получить финансовую и прочую помощь от представителей разных сфер рынка?

Команда фонда «НАШИ ДЕТИ 56» обратилась к своим постоянным бизнес-партнерам с просьбой структурировать информацию и помочь сориентироваться тем участникам некоммерческого сектора, кто еще не имел опыта взаимодействия с крупными компаниями.  

ГазпромНефть

Основной принцип социальной работы компании – географическое соответствие. Социальные и благотворительные программы реализуются только на тех территориях, где ведутся работы: Оренбургский, Переволоцкий районы, Новосергиевский, Сорочинский городские округа и Оренбург. Плюс Самородово и Бердянка, которые юридически также являются Оренбургом. При этом районы охвачены не полностью, а только в райцентрах и в тех населенных пунктах, в радиусе которых ведется добыча и производственная деятельность.

В 2012 году компания запустила программу социальных инвестиций «Родные города». Ее задача – сделать проживание людей на указанных территориях престижным. А саму жизнь – удобной и красивой. Установка простая: эти населенные пункты должны быть лидерами в вопросах социальной инфраструктуры, качества услуг, образования, чтобы у жителей не было желания уезжать. Программа состоит из нескольких частей: 

  • Финансирование социально значимых мероприятий;
  • Социально-экономическое сотрудничество с районами;
  • Организация мероприятий;
  • Волонтерские акции;
  • Благотворительность.

Финансирование социально значимых мероприятий Оренбургской области проводится совместно с администрацией. Это может быть приобретение снегоуборочной техники, ремонт областной больницы. В администрации действует совет, в который входят представители «ГазпромНефть». Он и занимается рассмотрением централизованно поступающих заявок. И это – самая финансово емкая часть программы. 

Социально-экономические сотрудничество с районами строится на основании поступающих запросов. Если головной штаб компании, размещенный в Санкт-Петербурге, не выражает несогласия, все соглашения фиксируются в едином документе. Как правило, 2/3 подобных обращений – финансирование, ремонт и реконструкция образовательных учреждений. Крыши, спортзалы, мебель и оборудование… Когда-то нефтяники сами делали тендерные конкурсы и передавали районам отремонтированные объекты. Теперь просто финансируют. Так меняется отношение к муниципальной собственности, которая требует постоянной заботы и внимания. Одно дело – прийти в уже готовое. И совсем другое «отыграть» тендер, контролировать ведение работ, принять обновленный объект. Данный подход исключает иждивенчество. Кроме того, для района это – возможность объединить свои ресурсы с федеральными программами. Одно дело – отправить в федеральный комитет заявку с нулевым бюджетом. И совсем другое – показать, что благодаря партнерам уже удалось привлечь средства. Так, условно, наличие 3 миллионов позволяет привлечь еще 20.

Организация мероприятий обычно подразумевает праздники: Новый год и Спортивный фестиваль «Счастливое детство», который проходит 1 июня. Компания нанимает подрядчиков, с главами районов определяются площадки проведения. Дети получают игры и развлечения с аниматорами, подарки. При этом в событии участвуют не воспитанники каких-то детских домов и особых целевых групп – которые, конечно, могут легко присоединиться к празднику – а просто дети жителей населенных пунктов. Часто на подобные события ребятню централизованно доставляют автобусами из соседних поселков. А еще есть интеллектуальный нефтегазовый турнир «Умножая таланты». По регионам ведется отбор, затем проходит централизованный финал. Задача турнира – популяризация профессии и профориентация одаренных детей. Уровень участников объективно высокий. В этот раз в Сочи на финал отправились ребята из Оренбурга и Новосергиевки, которая раз за разом показывает чудеса. Школьный физик постоянно и целенаправленно работает с ребятами. Так, в прошлом году его команда заняла второе место и получила в награду электронные часы. А уже на конкурс текущего года ребята представили прототип устройства, управляемого с этих электронных часов. Член жюри был настолько впечатлен увиденным, что обещал ребятам свое кураторство. 

Волонтерские акции сотрудников компании работают на формирование корпоративной культуры. В прошлом году сотрудники собрали в фойе офиса корма, покрывала и прочие материалы, чтобы передать их приютам для животных. Для доставки понадобились 2 прицепа. Еще одна акция – «Мешок Деда Мороза» для детей из неблагополучных семей и детей с ОВЗ оказалась очень популярной. Люди собирали под елку, выставленную в фойе, подарки и сладости. И сами же развозили их в костюмах Деда Мороза и Снегурочки. 

Благотворительность в основном ведется на основании обращений от организаций и муниципалитетов. Например, на замену двух сгоревших водяных насосов в Благословенке. Или на покупку обогревателей для обеспечения работы отопительной системы района. Кстати, из-за установившихся морозов такие обращения были нередки. Солярка, батареи, фитинги – типичный список запросов прошедшей зимы. Кроме того - санитайзеры, специальный холодильник для поселкового ФАП. Еще одна примета сложной ковидной зимы – большие затраты на транспортные расходы: около 3 миллионов рублей. В нормальное время эта статья расходов подразумевает спортинвентарь для школ. Главный критерий решений об оказании помощи – массовый охват. Поэтому индивидуальные обращения физлиц здесь не одобряются. Как и запросы религиозных организаций. 

В настоящее время сложилось сообщество благополучателей компании. Они продуктивно и по собственной инициативе общаются друг с другом, обмениваются информацией. Это люди из разных районов, прежде не знакомые лично. Участие в проектах дало им повод и почву для общения. И, что более важно – импульс для развития как в рамках проекта, так и в самостоятельном плавании. 

Исключение из правил

Несмотря на то, что Сорочинский городской округ не входит в карту районов, охваченных разработкой и производственными программами «ГазпромНефти», 3 года назад его все же включили в программу социальных инвестиций. И – удивительный факт: буквально в первый год после включения в реестр территорий, Сорочинск получил 11 грантов в конкурсе «Родные города». Пусть не все они крупные. Но очевидно, что люди готовились и были настроены решительно. 

 

Сбербанк

Оренбургское отделение работает в соответствии с федеральной программой компании. Действует годами отработанная система, которую по регионам курирует подразделение в центральном аппарате. Существуют утвержденная политика и список мероприятий. 

В региональных отделениях «Сбербанка» в силу исторически сложившихся отношений иногда имеют место обязательства перед организациями, не предусмотренными федеральной программой. Так, в числе подшефных организаций местного «Сбербанка» есть Соль-Илецкий детский дом. Активисты придумывают различные проекты, исходя из запросов руководства детского дома. Наиболее востребованная тема – организация праздников и совместных поездок. Путешествие на заказанном автобусе в Оренбург, поход в кино, обед в кафе! Эти воспоминания ребята берегут, а новых открытий всегда ждут с нетерпением. Чего стоит выезд на тубразу с мастер-классом по рисованию на футболках! Поездка в веревочный парк и на скалодром. Или – одна из последних – встреча на льду со знаменитыми «Сарматами». Сотрудники компании ставят себе целью не просто развлекать ребят, но и расширять их представления об окружающем мире. 

Благотворительные акции компании работают по принципу адресной помощи и как многолетние целевые программы. Адресная помощь, в частности, оказывается ветеранам ВОВ, которые также в прошлом являлись сотрудниками организации. Несколько лет назад для них организовывались концерты, теперь же по причине пандемии и преклонного возраста людям стараются помогать решением бытовых проблем. Типичные запросы – заменить сломавшуюся плиту, привести в порядок покосившийся забор, высадить цветы в палисаднике. Подобные задачи, как правило, решается силами самих сотрудников. Иногда к подобным акциям присоединяются организации-партнеры. В частности, «Стройландия», предоставляющая материалы. 

Источником средств на реализацию адресной помощи является благотворительный аукцион. Эта внутренняя программа для сотрудников является также своеобразным тимбилдингом. Выставить в качестве лота можно что угодно – баночку домашних соленых грибов, блины, картину своего авторства. Все собранные деньги направляются на поддержу тех, кому действительно нужны помощь и забота. 

 Компания активно развивает внешнее и внутреннее волонтерство. Из года в год, например, проводится «Зеленый марафон» – экологическая акция, действующая при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Ее итогом становится высадка деревьев в городской черте. Вообще тема экологии – тренд последних лет. Так, с министерством промышленности организация подписала соглашение и дорожную карту, предполагающую инвестирование в промышленные региональные мероприятия. Средства будут направлены на модернизацию производства для уменьшения экологического ущерба. 

Множество инициатив реализуется от представителей молодежного движения «Сбербанка» - компания поощряет предложения, связанные с общественной пользой. Заявки принимаются на специально созданном ресурсе. Так, например, 3 года назад оренбургское отделение выиграло на всероссийском уровне, представив свой проект «Школа профессий». Эта программа профориентации для детей и подростков реализуется в области до сих пор. 

В отношении благотворительных программ существует приоритет: запросы от организаций-участников зарплатного проекта. Письменные обращения принимаются в адрес управляющего отделением. Также уделяется внимание запросам инициативных зарекомендовавших себя НКО. 

По словам Оксаны Даминовой, менеджера по коммуникациям и событийным проектам, компания ставит себе цель определять тренды в вопросах благотворительности и корпоративного волонтерства на региональном уровне. 

 

Ростелеком

В организации действует всероссийская корпоративная программа, существует свой благотворительный фонд, из которого финансируются запросы, поступающие от организаций и учреждений. Рассмотрение поступающих заявок проходит ежеквартально и утверждается или отправляется на доработку штаб-квартирой в Нижнем Новгороде. 

Приоритет отдается системной поддержке в образовании и медицине, адресной помощи детским организациям, в том числе, детским домам и интернатам, фондам, помогающим несовершеннолетним с тяжелыми заболеваниями. Предусмотрена также поддержка бывших сотрудников – ветеранов, лиц с ограниченными возможностями. На заседаниях Комиссии рассматриваются обращения, территориально относящиеся к региону.

При рассмотрении обращений приоритет имеют территории, на которых ведутся работы по монтажу оборудования и подключения к сети. В данный период регион активно подключается и, соответственно, оперативно рассматриваются и удовлетворяются заявки. 

Любой сотрудник организации «Ростелеком» может написать проект по благоустройству или решения социального вопроса и подать заявку. В данном случае определенных критериев нет. Для руководства важен фактор личной вовлеченности, знакомства с темой и участниками вопроса и понимание очевидной нужности преобразований. 

Приоритетные направления и темы, по которым принимаются заявки – экология, люди, дети, благоустройство. Большую фору имеют проекты, обеспечивающие 2-сторонюю выгоду. То есть как-то вовлекающие компанию в процесс, а не просто оставляющую на роли спонсора.

Акции «Стань Дедом Морозом» и «Ёлка желаний» по сбору и передаче подарков воспитанникам детских домов и реабилитационных центров ежегодно проходят при помощи сотрудников компании, которые собственными силами делают реальностью мечты детей.   

 

«Сладковско-Заречное» 

Нефтяная компания «Сладковско-Заречное» ведет благотворительную деятельность преимущественно в Ташлинском районе, в регионе присутствия предприятия. Реализация благотворительных проектов планомерно осуществляется в различных социально-экономических сферах.

В рамках договоренностей с правительством Оренбургской области с 2018 по 2022 года Компания профинансировала строительство 73 километров дорог в Ташлинском и Сорочинском районах. Значительные суммы выделены на капитальный ремонт социально-культурных объектов: терапевтического отделения Ташлинской районной больницы, Ташлинской воскресной и среднеобразовательной школы. Помимо этого, плановый ремонт проведен еще в нескольких знаковых объектах района. 

Три года подряд нефтяная Компания проводит конкурс социально-культурных проектов «Мы вместе», для решения наиболее актуальных проблем территорий района. Номинации конкурса: «Окружающая среда», «Общественная инициатива», «Спорт», «Патриотическое воспитание», «Великой Победе – 75!», «Год науки».

Принять участие в проекте могут любые некоммерческие объединения граждан, в том числе религиозные, территориальные общественные самоуправления, товарищества собственников жилья и др. Основные критерии – актуальность и значимость проекта. Конкурс постоянно набирает популярность. Так, в 2019 году на конкурс поступило 14 заявок, в 2020 – 42. В текущем году их количество превысило 60. Представленные проекты оцениваются конкурсной комиссией, которую возглавляет генеральный директор нефтяной Компании Барышников Андрей Владимирович.

В целом можно сделать вывод о том, что социальная ответственность компаний обретает форму партнерства с заинтересованными территориями. Социальные инвестиции – прежде всего, инвестиции. И чрезвычайно важно, чтобы в качестве благополучателей выступали люди и организации, в полной мере мотивированные и готовые нести встречные обязательства по полученным финансам и ресурсам.