Нужна ли стратегия в НКО? Как ее разработать и что она должна представлять?
О том, как разработать стратегию бизнеса, написано много. Если же встает вопрос о стратегии НКО, возникают сложности и много вопросов, на которые сложно найти ответы.
Стратегическое планирование нужно всем, кто хочет профессионально развивать свою организацию и достичь более высоких результатов.
В первую очередь, стратегия помоает ответить на 3 главных вопроса:
- К чему организация хочет прийти?
- Как организация собирается это сделать?
- Какие средства для этого потребуются?
Но часто бывает, что большинство НКО работают по наитию за счет грантовых средств. А их может и не быть, ведь конкурсный отбор с каждый годом становится все серьезнее, а конкуренция выше. Тогда организации часто приостанавливают свою деятельность до следующего конкурса или просто перестает работать.
Чтобы функционировать беспрерывно, нужно точно знать, куда и зачем идти, какое направление развивать, оценивать возможность ведения приносящей доход деятельности.
Чтобы сделать стратегию, нужны мозговые штурмы всей команды. На них нужно развернуто обсудить:
- Определить, какую позицию сейчас занимает организация.
- Оценить целевую группу, на которую работаете сейчас, и какие новые целевые группы вы можете захватить в будущем.
- Проанализировать рынок НКО: какие организации находятся с вами на одном уровне, чем они занимаются, какие НКО ваши "конкуренты", на кого вы хотите равняться.
- Понять, кем вы хотите стать через 1,2,3 года и что для этого нужно сделать.
- Составить карту финансового и рабочего роста организации и сотрудников тоже.
Чтобы планирование не прошло в пустую, нужно сделать поэтапную схему действий и строго ей следовать!